Грузия на машине, дорога (поездка 2017 года)
Сборы
Наташа последние полгода уже не раз говорила о своем желании посетить Грузию, посмотреть горы и познакомиться с этой непонятной для нас страной. А почему бы и нет?
Виза для въезда в Грузию не нужна, въезд по заграничному паспорту, языковых проблем быть не должно. Но разговоры это одно — реальная поездка это другое. Начали смотреть варианты как можно добраться до Тбилиси: самолетом из Перми не вариант, просто нет рейсов до Грузии, поездом тоже не получается, поэтому почитав Интернеты решили — ехать втроем на машине. Наташа в результате чуть было не передумала, ведь дорога Пермь — Тбилиси — почти 3000 километров, были опасения по поводу проезда по южным республикам России и напрягала информация, что у людей были проблемы пересечения границы России с Грузией в пропускном пункте Верхний Ларс, на сегодня единственной точкой, в которой можно пересечь границу по суше.
Но решение ехать принято, сомнения отброшены — в дорогу, в крайнем случае мы же на машине, если что-то пойдет не так, просто всегда можем развернуться и уехать обратно!
Поехали практически на легке, выкинул из багажника все, что не пригодится в дороге: сабвуфер, лопатку, запасы омывайки. В практически пустой багажник X-Trail-а загрузили сумки с одеждой и несколько 5-и литровых бутылок с водой, запас, чтобы можно было пить в дороге и умыться в любое удобное время. Багажник все равно остался пустым и это здорово помогло нам по возвращении, вернулись с полной загрузкой: вино, специи, прочие сувениры из Грузии. Возвращаясь подумали, что ни на поезде, ни тем более на самолете мы столько бы с собой из Грузии не привезли.
Выехали из Перми не рано, часов в 9 утра и это изначально нарушило план поездки. В первый день по плану был участок Пермь-Сызрань с проездом через Ижевск, Казань и Ульяновск и ночевкой в Сызрани. Можно, конечно, ехать через Самару, но через Казань мне нравится больше, поэтому поехали так.
Сразу скажу, как навигатор использовался Навител с загруженными картами России и Грузии — нареканий на работу нет, только положительные впечатления. Навигатор с включенной функцией «пробки» выручил нас при проезде Саратова. Отели по пути следования бронировали заранее, через приложение-сайт Booking есть одноименное приложения как под IOS так и под Android, приложение и возможности бронирования понравились. Бронировали прямо из приложения без всякой предварительной оплаты, выбор мотелей по пути хороший, можно прямо в приложении почитать отзывы.
Пермь-Ижевск-Казань-Сызрань
Ижевск и Казань прошли без приключений. Традиционные для летнего периода пробки в основном на границе Удмуртии. Как всегда, летом ремонтируют дороги и мосты, и мы периодически натыкаемся на реверсивное движение, стоим ждем, естественно немного раздражает, но не критично. Так продолжается приблизительно до Елабуги, с центром «пробкостояния» в районе Можги.
Трасса M-7 от Елабуги до Казани — практически идеал дорог для наших широт. Большая часть трассы это 2 полосы в каждом направлении с раздельными полосами движения. Все водители зная, что через каждые 300 метров стоят камеры, фиксирующие скорость, едут крайне аккуратно, правый ряд 90, левый 100 км в час. Причем, что характерно, обогнав, сразу же перестраиваются в правый ряд, в общем все по правилам. И только редкие пролетные «олени» по-видимому без радар детекторов и «без мозгов» давят по левой полосе под 140-160. Именно на этой трассе я по-настоящему оценил наличие круиз-контроля в машине — выставил 90 км и не заботишься о превышении скорости. С заправками вдоль трассы проблем нет, их много.
После Казани дорога становится попроще, но тем не менее региональная Р-241 вполне достойная трасса, часто попадаются «карманы» для обгона так, что «тошниться» за фурами не приходится. Ульяновск, Буинск никаких сюрпризов, радар детектор отрабатывает полицейские радары на достаточном расстоянии, а кроме того встречки мигают.
Важная информация тем, кто поедет этой дорогой, на этом участке «отлавливают» несоблюдение знака STOP в зоне действия нерегулируемого железнодорожного переезда. Я знал об этом заранее и на нескольких переездах смотрел внимательно… да, так и есть, все местные соблюдают STOP, проезжая очередной переезд присмотрелся, ровно напротив знака STOP незаметно стоит камера фиксации. Так что будьте внимательны!
Перед въездом в Сызрань нас ждал первый серьезный сюрприз — огромная пробка из большегрузов. В результате, с большим трудом и нервами доехали оставшиеся до города 5-7 километров. Как оказалось, из-за сильной жары летом движение большегрузных фур по дорогам днем запрещено, расплавленный солнцем асфальт они просто выдавливают и соответственно фуры весь день стояли на подходах к городу и только с наступлением вечера все разом ломанулись в путь, полностью застопорив все движение!
Из-за этой пробки мы чуть не нарвались на второй сюрприз — мотель почти сдал забронированный нами номер другим, хотя где-то в 21 звонили и спрашивали едем ли мы, на что броня была подтверждена и мотель получил обещание, что как только проедем пробку, сразу к ним, независимо от времени когда это случится.
Ну в общем с трудом добравшись до мотеля М5+ приняли душ и свалились спать, чтобы встать как можно раньше и двинуться в направлении конечной точки маршрута.
Какой отзыв можно оставить о мотеле М5+? На самом деле впечатления негативные, в комнате душно, если открывать окна — спать невозможно, окна выходят на трассу M5 и всю ночь буквально в 30 метрах от тебя гоняют фуры. Соотношение цена/удобство получается не в пользу удобства, цена которую просит мотель за три спальных места — 2500 р совершенно неадекватна. Кровать в номере тоже очень интересная, двухъярусная, железная с листом ДСП, поверх которого брошен матрас. В общем, если другого варианта переночевать прямо у трассы нет — сойдет. Если есть возможность заехать в сам город, там найдутся предложения поинтереснее. Из относительных плюсов — покушать можно в любое время, круглосуточная столовка и кафе прямо в мотеле. Завтракали яичницей из 3-х яиц — 70 рублей.
Сызрань-Саратов-Волгоград-Элиста
За второй день проехали маршрут Сызрань — Саратов — Волгоград — Элиста. В Элисте заночевали в отеле Шанс, переночевать очень даже хорошо, все понравилось плюсом оказался очень сытный и вкусный завтрак с утра. Так что при проезде через Элисту могу рекомендовать остановится именно там.
Маршрут проложили так, сперва поехали по региональной Р-228 через Хвалынск до Саратова — дорога прямо скажу так себе, узкая, мест для обгона мало, но не разбитая. Заправок по пути следования мало, если поедете — планируйте заправки заранее.
Саратов навигатор провел прямо через город, как потом оказалось не зря. На объездной вокруг Саратова такие же пробки как на въезде в Сызрань.
Пришлось познакомиться с Саратовским ДПС и неприятным сюрпризом, так как дороги узкие — время от времени очень хочется обогнать фуры. Разметка и знаки позволяют, но вот тут-то кроется сюрприз. В зоне нерегулируемого перекрестка или просто примыкающей дороги на протяжении 10 метров до него и 10 после нанесена сплошная разметка. При обгоне фуры знака, предупреждающего о приближении к нерегулируемому пересечению не видно, зато этот участок отлично видно представителям ГИБДД, сидящим в машине в 2-3 км на выезде из затяжного оврага. В общем пересечение сплошной, движение по встречной и тд и тп — штраф 5000 рублей или лишение на 4-6 месяцев. В результате договорились на месте за 3000 р, причем тормознули меня уже далеко не первого, стояло уже 4 машины и к инспектору была мини-очередь с предложениями решить вопрос.
Волгоград обошли, не заезжая в центр города, но тем не менее заехали в «Ленту», она оказалась по пути. Закупились там готовой едой на вечер, как и предполагали в Элисту приехали уже поздно, сил и желания идти куда-то уже не было. Поужинали тем, что купили в «Ленте» прямо в номере, благо микроволновка и чайник, чтобы вскипятить чай оказались прямо в номере.
Дорога до Элисты была без особых сюрпризов, единственный момент — это то, что по Калмыкии ехали уже в темноте, темнеет рано и резко, зато дороги прямые и ровные.
Приехали в Элисту в 22 и пока навигатор вел до отеля, проехали мимо огромного и красивейшего буддистского храма, как потом расспросили в гостинице это был центральный хурул республики Калмыкия, один из крупнейших храмов в Европе «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Высота здания составляет 63 метра и вмещает крупнейшую статую Будды — 9 метров высотой, хурул находится на улице Клыкова.
Дорога по Калмыкии
На третий день по плану было добраться до Тбилиси.
Переночевали в Элисте в отеле «Шанс» адрес г. Элиста, микрорайон 6, д. 2а, телефон для бронирования: +7 (961) 678-36-30. Отель очень понравился, за свои деньги вообще просто идеальный, в стоимость проживания включена охраняемая парковка и завтрак утром, правда завтраки мы не попробовали, т.к. они начинаются в 8 утра, мы уехали раньше, чтобы перед отъездом из Элисты побывать в центральном хуруле.
Хурул впечатляет, сперва обошли его, посмотрели фигуры, расставленные вокруг, потом зашли вовнутрь. На выходе немолодая калмычка очень доброжелательно рассказала про хурул и пригласила приезжать во время праздников, когда в хуруле проходят мероприятия.
Будете в Элисте — обязательно найдите время на посещение хурула, оно того стоит!
В результате после посещения храма выехали из Элисты уже в 9 утра и начали подыскивать «едальню», километров через 30-40 от Элисты увидели кафешку, у которой толпились фуры дальнобойщиков. Принцип поиска кафе на трассе — по скоплению дальнобойщиков. Дальнобойщики, которые постоянно ездят по одним и тем же дорогам точно знают, где хорошо и вкусно поесть. Кафешка невзрачная на вид, но еда вкусная, порции огромные и цены очень гуманные. Немного поговорили с хозяином, оказалось он с женой тут только на лето, а бизнес принадлежит его сестре. Сами же они приезжают из Волгограда. Вся вода у них привозная, скважину бурить дорого и не факт, что попадется водоносный слой, а те скважины что есть уходят на глубину 70-80 метров.
Всегда интересно общаться с людьми увлеченными, так и тут. «Приезжайте весной, степь просто не узнаете. Все цветет и покрыто травой! Вот только правда со змеями проблема. Прошлой весной одна женщина вышла на обочину и чуть отошла в степь «в кустики» , так в больнице насчитали 26 змеиных укусов. Видимо наткнулась на клубок змей! Сейчас, нееее… сейчас их немного, 1-2 змеи в неделю убираю в душе и в туалете, всего-то» — рассказал хозяин.
После таких рассказов выходить «в кустики» в степи как-то сразу перехотелось.
Элиста-Владикавказ-Тбилиси
Немного о маршруте Элиста-Владикавказ-Тбилиси
Из Элисты во Владикавказ можно попасть несколькими путями:
1) От Элисты на трассу А154 до Дивного, потом по указателям на Буденновск, в районе Каменной Балки уходить вместо Буденновска на Кундже-Кулак и Благодарный по трассе Р262, потом на трассу M29 Кавказ, Минводы, Пятигорск, Залукокоаже, Баксан, Владикавказ.
2) Через Аршан, потом на трассу M29 Кавказ, Минводы, Пятигорск, Залукокоаже, Баксан, Владикавказ
3) Через Аршан, Буденновск, Владикавказ
4) Через Кизляр, Грозный, Владикавказ
Разница между разными маршрутами по расстоянию порядка 100 км
Что выбрали мы?
Наслушавшись про «жадность» и находчивость ГИБДД в Буденновске решили ехать в объезд этого самого Буденновска. Забегая вперед скажу, наверное не зря так решили — на КПП «Верхний Ларс» встретили земляков из Перми, они ехали через Буденновск и как результат «лишение прав», причем не договорились и теперь вместо прав — справка. Так вот, решили мы объехать Буденновск, но навигатор упорно вел через него, пришлось явно сказать ему, что хотим заехать в Пятигорск — навигатор сдался и перестроил маршрут — через Аршан, потом на трассу M29 Кавказ, Минводы, Пятигорск, Залукокоаже, Баксан, Владикавказ.
Дорога по калмыцким степям скучная, степи простираются на сколько хватает взгляда, машин, попутных и встречных практически нет. Все время крутилась мысль, что машина с ГИБДД запросто может стоять в 5-7 километрах впереди по трассе и стрелять радаром на превышение. Поэтому, несмотря на ровные дороги и желание ехать быстро, круиз-контроль был поставлен на 120, на таком режиме и ехали большую часть пути. Что характерно, дороги прямые только в горизонтальном направлении, на скорости около 120 присутствует достаточно сильная вертикальная раскачка, такое ощущение, что скачешь на лошади.
Не могу не упомянуть об участке грунтовки длинной 50-70км, причем в одном месте просто отсыпанную острыми камнями. Мы проехали без потерь, но многие пишут про пробитые колеса на этом участке и как следствие вызов эвакуатора из Элисты. Нас видимо от пробоев спасло то, что мы ехали в сухую погоду, а большинство сообщений про пробитые колеса касались проезда этого участка в дождь.
Обратно кстати ехали другой дорогой, через Дивное, там дорога лучше.
Дорога от Пятигорска до Владикавказа запомнилась частой сменой административных образований КБР, Алания, Осетия и большим количеством КПП, на которых нас останавливали и проверяли все, что только могли: и машину, и документы. Правда надо отдать должное, задержки по времени небольшие, 5-7 минут на пост.
Владикавказ проехали около 16 часов дня, на заправке Лукойл заправились под завязку, начитавшись про дорогой бензин в Грузии. Как потом выяснилось — да, дорогой, но не настолько чтобы ужас — ужас, хотя по словам заправщиков привозят его по воде из Болгарии. Литр 92 стоит 2.25 лари, что составляет около 56 российских рублей. Для сравнения в Перми, где собственное производство бензина, на момент написания 92 стоит 38 рублей.
Граница Россия-Грузия, КПП Верхний Ларс
От Владикавказа до Верхнего Ларса рукой подать, по сравнению с общим путем можно сказать — не заметили!
Подъехали, впереди очередь из машин, но все очень культурно, ГИБДД аккуратно дает понять тем, кто хочет проехать без очереди, что они не правы. Что порадовало, для своих (15 регион) исключения не делают.
Простояли около полутора часов. И вот она — таможня. На въезде спрашивают есть ли загранпаспорта, думаю, что попадаются те, кто пытается проехать по российскому внутреннему паспорту, ведь визы вроде как не надо.
Говорят, что на КПП огромные очереди — это не так, ездили в прошлом году в Крым, так вот там на паром простояли гооооораздо дольше! Кстати на КПП есть Вебкамеры можно смотреть текущую загрузку. Вебкамеры КПП Верхнего Ларса.
У нас загранпаспорта есть, проезжаем к пункту досмотра. Параллельно осматривают до 7 легковых машин в разных коридорах, все большегрузные стоят в отдельной очереди, с легковушками не соперничают.
Машины буквально выворачивают наизнанку, стоявший в очереди перед нами Sorento заставили практически полностью выгрузить багажник.
Пока стоим еще на территории России набираю Давида хозяина нашей первой квартиры в Тбилиси, сообщаю, что мы из-за дороги несколько задерживаемся и приедем уже ночью, на что слышу: «Даже не переживайте, все готово к вашему приезду. Жду вас в любое время, желаю приятной дороги!».
Звонок успокоил и уже с чувством, что во сколько бы мы не приехали в Тбилиси нас встретят, проходили досмотр в КПП на Российской стороне. После того как выехали с таможни — нейтральная территория, метров 500 по тоннелю и горной дороге. Сотовый телефон Наташи уже на нейтральной полосе неожиданно сказал, ой — кончились деньги! Оказалось, забыли отключить 3G роуминг и Мегафон списал 500 рублей потому, что пришло какое-то уведомление во ВКонтакте. Грустно, отключили Мегафон нафиг, остались только с Tele2, которые себе такого не позволили и как оказалось в дальнейшем нормально вели себя в роуминге на территории Грузии.
Грузия встретила уже сумерками, грузинская часть таможни прошла практически моментально по сравнению с Россией, никакого досмотра машины нет и в помине.
В окошке грузинский таможенник изучил все поданые документы, загранпаспорт, права и свидетельство на машину…
— А где военный билет? — спрашивает таможенник.
— Упс.. а… эээ… ну как бы нету, а надо?, — пытаюсь вспомнить, где говорилось о его необходимости.
— Нет, не надо!, — на лице таможенника появляется улыбка и он ставит визу в паспорт. Ну ладно, видимо развлекаются так уже не в первый раз. Что же — шутка засчитана!
Еду дальше ждать остальных, все пассажиры проходят границу пешком через другой КПП, который в здании рядом. Через 5 минут все в сборе, мы на территории Грузии, можно ехать.
Военно-грузинская дорога - Тбилиси
Аккуратно выезжаем с КПП, почему аккуратно, да просто потому, что, во-первых, кромешная мгла, а, во-вторых, сразу за выездом с КПП дорога кончилась. Дороги просто нет, грунтовка с достаточно глубокими колдобинами. На своем X-Трейле едем не быстро, не боясь цепануть днищем, ну а те, что на машинках поменьше, с осторожностью переваливаются из ямы в яму!
Этот треш в темноте быстро закончился, всего через метров 700-900 дорога вполне себе нормальная!
Очень тяжело после трассы не ехать быстро, все время напоминаю себе о том, что мы в горах и серпантины коварны, но тем не менее выносит на один из отстойников в повороте. Постояв минут пять в полной темноте, передохнув, осознав, что внизу обрыв и многозначительно помолчав с Наташей, решил ехать еще медленнее.
По альтиметру в часах вижу, что быстро поднимаемся вверх, через какое-то время попали в густой и плотный туман, который на поверку оказался облаками. Выяснилось это когда поднялись на высоту 2000 метров и «туман» остался внизу, стало отчетливо понятно — это облака.
Едем по Военно-грузинской дороге ночью в темноте, периодически нас обгоняют фуры с армянскими номерами. Проезжаем насколько поселков и наблюдаем, что люди сидят в кафе, сидят на верандах, едят и пьют… правильно — жара спала, самое время.
Расстояние от границы до Тбилиси вроде небольшое, 170 с небольшим километров, но ехать быстро не получается.
Ближе к Тбилиси трасса становится освещенной — ехать уже веселей. Около часа ночи въезжаем в Тбилиси. Навигатор правильно вывел бы до самой квартиры, но он не учел одного… в Тбилиси приехал премьер-министр США и центральная улица города — проспект Руставели перекрыта. Натыкаемся на кордон из местной полиции. «Как нам проехать на площадь Свободы?» — полицейский не понимает, но тут же зовет напарника и тот на русском объясняет, что тут сейчас перекрыто и надо ехать по параллельной дороге, в общем показал все на пальцах. В результате без проблем добираемся до квартиры.
Звоним Давиду, он сильно извиняется, что не дождался сам и говорит, что через пять минут к нам подойдут. Действительно, меньше чем через минуту приходит женщина, говорит, что ее попросил встретить нас Давид и провожает до квартиры.
Платная парковка в Тбилиси
По пути выясняем как в Тбилиси с парковками. Оказывается, все парковки платные, кроме дворов, нам предлагают заехать в свой двор, но тут все очень тесно. Решаю заплатить, тем более цена смешная — оплата парковки в Тбилиси осуществляется онлайн через сайт, стоит всего 4 лари за неделю. Парковка учитывается по номеру машины и парковаться после оплаты можно в любом месте города.
Оплатить можно картой на сайте https://parking.tbilisi.gov.ge/pass Русского языка не предусмотрено, только грузинский.
Оплатил и не зря! Как оказалось, видимо не все приехавшие из России учитывают этот момент с парковками, за неделю в Тбилиси видел несколько машин с нашими номерами которые уезжали на эвакуаторе.
Тут же расспросили Тамару где можно закупиться продуктами, оказалось в 10-15 метрах от квартиры есть круглосуточный минимаркет.
Пока семья разбирала сумки и умывалась с дороги, сгонял в магазинчик, купил продуктов и вина. Карту виза Сбербанка приняли совершенно без проблем. С дороги все были уставшими и потому отложили знакомство с городом до утра, завалились спать, правда не забыв отписаться родным в России, что прибыли на место и у нас все хорошо!
Добрый день!
Ребята, мы тоже из Перми и собираемся своим ходом в Грузию в сентябре ’19, Подскажите, плиз, как вы оцениваете свою усталость после первого перехода? Реально ли без вреда здоровью проехать больше в первый день, чтоб заночевать в Саратове?
Добрый день!
По усталости, наверное можно и до Саратова сил должно хватить. Дорога от Сызрани до Саратова не особо загружена, поэтому не сильно выматывает, а по расстоянию там всего 300 км или часов 4-5 дороги.
Если выехать из Перми рано утром, вполне реально доехать до Саратова не очень поздно, чтобы переночевать и восстановить силы.
Только вот тогда на следующий день расстояние до Элисты будет мало для одного дня, а до Пятигорска или Владикавказа не уверен, что получится доехать за 1 прогон от Саратова. Надо скорее всего по другому планировать второй день пути.
В этом и смысл. Есть попутные дела в Элисте на пару часов, причём до закрытия всяких госконтор.
Окей, спасибо!
Интересно вас почитать в дорогу)